История школы

 

Версия для слабовидящих


История нашей школы делится на два периода — до 2010 года и после. Мы так разделили потому, что в 2010 году школа переехала в историческое здание.

старая школа

История до 2010 года

До 2010 года наша школа находилась по адресу улица Пушкина дом 11.

«Школу начали строить с июля 1936 года. Строили скоростным методом. Здание было выстроено за 4.5 месяца, что в то время нелегко было сделать. Это стало выдающимся событием города. 1 ноября 1936 года здание уже полностью было готово к эксплуатации, но сдача его задерживалась из-за каких-то размолвок между подрядчиками и строителями. Коллектив учителей и учащихся школы был укомплектован к 1 сентября 1936 года. В основном это были учащиеся 4-й,6-й, 7-й и 9-й школ. Так как своего здания не было, то занятия проводились во 2-ю и 3-ю смены в 3-х разных школах 6-й, 9-й и 4-й. Это создавало трудности как учащимся, так и учителям. Трудно было проводить уроки, так как своей базы не было, каждую мелочь, необходимую для урока, нужно было просить, да ещё бегать из школы в школу, так как классы разбросаны по 3-м школам. Трудно создавать единый коллектив школы в таких условиях. И учителям, и учащимся надоело быть в роли квартирантов, трудности переносили терпеливо, но мечтали поскорее попасть в своё здание. Всё бегали смотреть, скоро ли будет построена школа. Когда здание стояло совершенно готовым и вот уже неделю не сдавалось из-за каких-то вовремя неоформленных бумаг, терпению пришёл конец. 6 ноября 1936 года собрался весь коллектив школы: директор, заместители, учителя, ученики и решили, что 2-ю четверть, 9 ноября, начнут занятия в новом здании. Решено было, что 1-я смена явится организовано к 8.30 к зданию школы и попытается попросить охрану пустить их в здание для занятий, а если не удастся, то зайти самовольно, но очень организовано, занять здание. Так, собственно, и получилось. Охранники отказались пустить учащихся в школу. Пришлось «брать штурмом». Пока директор школы уговаривала охрану, стоявшую у чёрного входа, учащиеся 8-х классов (это были старшие в школе) Латай Иван, Житников Пётр, Скрипкин Иван и другие проникли в здание через окно, открыли парадную дверь и выстроенные в ряды учащиеся организованно вместе с учителями зашли , организованно разошлись по классам и начали первый урок.

Начальники строительной организации были очень возмущены самовольством, но, прибыв на место, удивились организованности ребят, обычно шаловливые и непослушные дети на этот раз были торжественны, ходили на переменах чинно, никто не бегал, не баловался, но на лицах многих, особенно старшеклассников, была плутовская улыбка. Детям необычное начало нравилось, и им интересно было знать, что будут делать эти грозные начальники. Пока подрядчики и строители разбирались между собой, школа жила своей жизнью.

Учительский коллектив:

Ямпольская Прасковья Дмитриевна- директор школы и учитель истории;

Коммунишина Клавдия Николаевна – завуч школы, учитель химии;

Шварёв Иван Ильич – учитель математики;

Юхоцкая Надежда Андреевна – учитель литературы;

Новикова Ольга Григорьевна- учитель истории,

Барышников А.- учитель географии,

Казориз Иван Данилович – учитель физики,

Калашникова Татьяна Ивановна- учитель английского языка.

Учком и комитет комсомола проявляли творческую инициативу в вопросах укрепления дисциплины, повышения качества знаний учащихся, в организации воскресников по благоустройству двора. Школьный двор не был благоустроен, кругом были кучи строительного мусора. Большое значение придавалось сохранности школьного имущества, много труда было вложено в изготовление пособий, так как их почти не было. Создавались физический и химический кабинеты.

В первый же год был сформирован родительский актив, который во всём помогал школе. Большое значение придавалось культурно-массовой  и оборонной работе. При школе был организован струнный (домбровый) оркестр. Им руководил Пётр Житников (ныне генерал танковых войск). Многие ребята одновременно занимались в школе и в аэроклубе. Лучшими активистами в довоенные годы были: Степаненко Люда, Латай Иван, Житников Пётр, Семенюта Дмитрий, Екатерина Великая, Суханова Алла и другие. В первый же  год школа заняла второе место по городу по всем показателям. А по итогам второго года школа заняла первое место и завоевала переходящее Красное знамя за высокую успеваемость, физкультурную работу и самодеятельность» (из беседы с первым директором П.Д. Ямпольской, записала учитель химии Холоденко Л.П., 1961 г.)

Воспоминания о школьных годах выпускницы 1944 года Мельник Нины.

Прошло более полувека, как простилась со школьными стенами, но память бережно хранит до мелочей всю шестилетнюю учёбу, с 5 по 10 класс.

Утекает детство, как вода,

Утекает детство, но в наследство

Остаётся людям песня детства

Память остаётся навсегда.

То, что утекает, не вернётся,

От него лишь подвиг остаётся,

Память остаётся на века.

1939 год, окончен 5 класс. Директор школы, Прасковья Дмитриевна Ямпольская, вручает мне путёвку в Крым, во Всесоюзную здравницу «Артек». Путёвку выдали за отличную учёбу, примерное поведение и активную работу в общественной жизни школы. Все годы, с 1938 по 1944 , шесть лет, я училась на «пятёрки», была председателем отряда, помогала в учёбе отстающим, участвовала в школьной художественной самодеятельности и защищала честь школы в первенстве города по лыжам. Своей школой гордилась, так как она занимала первые места в городе по всем показателям. В этом была огромная заслуга директора школы Ямпольской Прасковьи Дмитриевны и всего сплочённого высококвалифицированного педагогического коллектива. Большую работу в школе проводил родительский комитет. Существовала непрерывная связь между учителями, родительским комитетом, учениками и их родителями. Помню, как родители присутствовали на уроках, — это подтягивало учеников, и они старались не получать «двоек». Несколько лет председателем родительского комитета был мой отец — Мельник Алексей Андреевич, по профессии лесной инженер. Он всю свою жизнь с большой любовью и заботой выращивал и оберегал дальневосточные леса, помогал озеленять территорию школы. Папа умер в 1971 году. В знак уважения к школе, где учились его дети, Александр и я, отец, незадолго до смерти передал в дар школе свои 50-летние труды — коллекции о жизни дальневосточных лесов: шесть стеклянных витрин с бабочками, жучками и гербариями. Эти коллекции были оформлены моим отцом художественно, с любовью. Классным руководителем у нас была Мария Алексеевна Гусева, учитель русского языка и литературы. Мой брат, Александр Мельников, в 1941 году ушёл на фронт из 10 класса, чтобы отомстить за смерть погибшего друга — Гену Орлова. Саша был чутким и нежным братом, преданным другом. Он увлекался различными видами спорта, техникой, очень любил природу. После школы Саша мечтал стать лётчиком — испытателем. Саша был зачислен в 17-ю воздушно-десантную бригаду, сформированную под Москвой. В сентябре 1942 года Саша погиб под Воронежем. Всех, кто будет читать мои воспоминания, прошу, не забывайте мальчиков 1941-1945 годов. Это им мы обязаны за счастье учиться, трудиться, осуществлять свои мечты…

ПЕРВЫЙ ВЫПУСК СОСТОЯЛСЯ В 1939 ГОДУ.

Первые выпускники создавали лучшие традиции одиннадцатой школы. Ими была проведена огромная работа по очистке школьного двора от строительного мусора и по озеленению пришкольного участка. В 1937 году была посажена первая аллея тополей перед фасадом и вокруг школы.

Лучшими учениками, окончившими её с положительными оценками, были: Ляповка Пётр, Таран Люба, Розов Иван, Скрипкин Иван и другие.

Ляповка Пётр окончил Владивостокский политехнический институт и всё время работал на Уссурийском машиностроительном заводе. Там же работала начальником технического отдела Таран Алла Григорьевна. Это ветераны производства.

ВОСПОМИНАНИЯ АЛЕКСАНДРА ЛЯПОВКА

После окончания семилетней школы я продолжил образование в средней школе №11. Наш класс был вторым по старшинству, поэтому нам приходилось подчиняться старшим и выполнять различные поручения, работы, которые были направлены на укрепление материальной базы школы. Много пришлось поработать над благоустройством школьного двора. По предложению комитета ВЛКСМ решено было провести посадку деревьев вокруг школы в виде аллеи. В один из выходных дней несколько ребят на машине, выделенной шефами, поехали в район Пьянкового завода, ныне Плодово-ягодный питомник, накопали саженцев и к обеду привезли их в школу, мы их посадили, создав аллею. Нельзя не отметить той работы, которую проводили учащиеся нашего класса по подготовке стрелков- снайперов. Эту работу проводил Лев Левандовский, который сам отлично стрелял и добивался, чтобы и остальные также отлично стреляли. Лёва был одним из лучших стрелков школы. Такие учащиеся, как Степаненко, Латай, Набоков и другие успешно учились и в аэроклубе. В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, и мне дали путёвку экскурсанта на эту выставку за хорошую учёбу в школе и аэроклубе. Нельзя не вспомнить о домбровом оркестре, которым руководил Петр Житников. Очень хорошее дело — собрать материал о выпускниках школы. Я предлагаю сделать стенд «Они учили и учились в нашей школе»

Первыми надо отметить имена Барышникова А., учителя географии, Семенюта Дмитрия, Половины Николая, учеников школы, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны, защищая Родину.

ТРЕТИЙ ВЫПУСК БЫЛ В 1941 ГОДУ

В разгар выпускного вечера было объявлено, что началась война.

Молодым юношам и девушкам трудно было представить все её ужасы, размах. Но они знали, что им придётся защищать Родину. На второй день многие юноши пошли в военкомат, чтобы отправиться на фронт. Но их направили туда не сразу, а послали сначала учиться в военные училища (нужны были грамотные военные командиры и специалисты). Так, например, братья Мальцевы, Евгений и Владимир, попали в Томское артиллерийское училище. Девушки пошли учиться в медицинские учебные заведения, чтобы лечить раненых, в технические училища, чтобы заменить уходящих на фронт.

Юноши старших классов были мобилизованы в ряды Советской Армии и ушли защищать Родину. Из двух десятых классов сделали один. Большое внимание уделялось военному делу. Работой стрелкового кружка руководил Левандовский Лёва. Трудно было сохранять обычный ритм работы в военное время. Школа, как и вся страна, работала с большим напряжением. Летом учащиеся работали в Молотовском районе. Возглавляла работу Жердева Наталья Григорьевна, учитель истории. Копали траншеи для водопровода возле школы № 6 (ныне интернат №3). С сентября работали в колхозах в Вознесенке, Воздвиженке, на оборонных работах (копали траншеи, стрелковые окопы, противотанковые рвы и т.д.)

Школьное здание частично было подготовлено под эвакогоспиталь, не хватало учебников (1 учебник на 2-3 учеников), не хватало тетрадей, они выдавались при строгом учёте исписанных. Сами ребята убирали и мыли школьные помещения, топили кочегарку. И учителя, и ученики с нетерпением ждали писем с фронта. Письма получали часто. Нередко писали и те, кто давно уже окончил школу. Кончилась война…  Не все вернулись домой. Пали смертью храбрых Евгений и Владимир Мальцевы, Лёва Ботвинник … Они оставили о себе добрую память в школе. Серьёзные, надёжные люди.

Ботвинник Лёва, лучший математик школы;

Володя Мальцев, руководитель самодеятельности;

Женя Мальцев с отличием окончил школу…

За проявленное мужество Евгений Мальцев был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Умер от ран. Владимир Мальцев удостоен ордена Боевого Красного Знамени. Убит в бою. Добровольцем на фронт ушёл ученик 9 класса Гена Орлов. Когда пришло извещение о гибели, то его друг, Саша Мельник, тоже ученик 9 класса, подал прошение в военкомат с просьбой направить  на фронт. Он поклялся отомстить врагу за товарища и заменить его в бою. Саша погиб под Москвой. Ему было 19 лет.

Светлая память героям!

 

История после 2010 года

Летом 2010 года, наша школа из-за реорганизации была вынуждена переехать в другое здание. Этим местом стало историческое здание, бывшее Реальное училище, по адресу улица Горького дом 20.

табличка1школа