Функциональная грамотность

 

Версия для слабовидящих

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 Приказ Администрации УГО №120 от 27.09.2021г. «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся УГО, на 2021/2022 уч.г.

 Приказ Министерства образования ПК №1250-а от 17.09.2021 г. «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ПК, на 2021/2022 уч.г.»

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».

Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 года  № 590, 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

 

Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

iconYTВебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»

Презентация «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности»

Марафон по формированию функциональной грамотности Академии Минпросвещения России

Пособия по формированию функциональной грамотности, разработанные Академией Минпросвещения России:

Inst logo

Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»

Обновление 14 января 2022:

Основные вопросы:
Какие ключевые мероприятия проведены в период с сентября по декабрь 2021 года?
Какие мероприятия запланированы для проведения в январе-мае 2022 года?

iconYTВидеозапись  iconPDFПрезентация

  • Математическая грамотность
    • Основные вопросы: Как обеспечить преемственность в формировании математической грамотности при переходе ученика из начальной школы в основную: психолого-педагогические и методические аспекты.  iconYTВидеозапись   iconPDFПрезентация
  • Креативное мышление
    • Основные вопросы: Презентация материалов на цифровых платформах https://resh.edu.ru и http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy. Демонстрация формирования вариантов диагностических работ направления «Креативное мышление» на платформе РЭШ. Анализ потенциала использования банка заданий, направленных на формирование и оценку креативного мышления в образовательном процессе. Может ли школа научить мыслить? Практики развития креативного и критического мышления.  iconYTВидеозапись   iconPDFПрезентация_1   iconPDFПрезентация_2
  • Глобальные компетенции
    • Основные вопросы: Какие задания наполняют банк заданий? Как учитель может использовать их на уроке, для организации проектной деятельности, во внеурочной работе?   iconYTВидеозапись
  • Финансовая грамотность
    • Основные вопросы: Проектная деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС СОО. Педагогический потенциал индивидуального проектирования в различных областях содержания финансовой грамотности. Организация проектной деятельности обучающихся (этапы работы над индивидуальным проектом). Представление результатов и их оценка.   iconYTВидеозапись
  • Читательская грамотность
    • Основные вопросы: Представлен опыт Красноярского края.  iconYTВидеозапись
  • Естественно-научная грамотность
    • Основные вопросы: Особенности работы с заданиями. Перспективные методики для форсирования естественно-научной грамотности.  iconYTВидеозапись

Обновление 22 октября 2021:

Обновление 15 октября 2021:

iconYTОпыт системной работы Московской области по формированию функциональной грамотности школьников.

Обновления 8 октября 2021: